5-классник дома 03.04.2020

Итак, мы с вами и наши дети живем в условиях сознательной изоляции. Мы так много времени проводим вместе, что многое друг в друге начинаем открывать и видеть впервые неожиданно для себя. Что-то из увиденного нас радует, что-то приводит в недоумение, а что-то заставляет задуматься…

Так, например, на таком «домашнем обучении» становится очевидным и однозначным отношение ребенка к занятиям и выполнению своих обязанностей ученика.

Раньше сама жизнь школы и ее атмосфера каждый день помогали укрепляться в социальной роли ученика, обогащать ее новым опытом, учиться любить учиться. Как помочь не только не растерять достигнутое, но остаться эффективным учеником?

Особенно чувствительны к этим разительным переменам пятиклассники. Только что они пережили период адаптации к новым для себя после начальной школы условиям обучения и привыкли к ним, как теперь надо снова формировать в себе умение учиться в других условиях…

Это удивительный возраст начала взросления. Это возраст первой настоящей дружбы, особой ценности отношений со сверстниками, стремления обрести себя как личность, появления чувства взрослости. Образовательная среда помогает пятикласснику формировать представление о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития. Именно на этом чувстве личностной компетентности будет основана вся дальнейшая мотивация обучения и выбора профессионального пути.

В этом возрасте происходит развитие навыков сотрудничества со сверстниками, или, как принято говорить сейчас, навыков «работы в команде». Школа совершенствует умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других.

Дружбе дает пятикласснику модель социальных взаимоотношений, понимание последствий своего или чьего-то поведения, социальных норм и моральных ценностей.

С переходом в среднее звено школы чтение становится основным востребованным инструментом обучения. Да и чтение стало другим – пятиклассник уже читает только «про себя», а не вслух, как раньше. Навык свернулся, стал внутренним и быстрым. Чтение учит ребенка самостоятельно выстраивать образную или логическую систему, а всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к построению целостной картины мира.

Организовать жизнь своего пятиклассника в условиях сознательной изоляции на самом деле несколько проще, чем более маленьких детей.

Важно постоянно использовать авторитет педагогов и классного руководителя, обращать внимание своего ребенка на их рекомендации и предложения.

У пятиклассника должна быть весьма насыщенная познавательная и развивающая программа занятий на каждый день. Со свободным самостоятельным поиском занятий он еще не справляется.

Пятиклассник охотно участвует в групповых проектах. (Хотя может делать и индивидуальные, в соответствии со своими интересами). Конечно, при помощи и консультациях взрослых.

Помогайте ему поддерживать постоянную связь с друзьями и одноклассниками. Разговаривайте с ним о том (не выспрашивая навязчиво), что читают и делают его друзья. Может быть, вас тоже увлечет то, что их читают, а может быть, это будет для вас своеобразное исследование: что же их привлекает. Ведь вам любопытны их интересы. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.

В расписании времени вашего пятиклассника кроме учебных и семейных дел обязательно должно найтись и время, которое он проводит только с самим собой. Быть наедине с собой – это нормальная человеческая потребность.

Путь осознания себя сложен. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние. А это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми.

Не бойтесь обращаться в семье к методу дискуссий - участие в дискуссии, поиск аргументации учит нас мыслить, отстаивать свою точку зрения и понимать противоположную.

Нынешнее непростое время еще раз напоминает нам, что родители, помогая ребенку стать взрослым, учат его противостоять действительности, а не убегать от нее.