Все, что есть в «элитных» школах, имеется и в школах в вашем дворе 26.12.2016

На днях на портале госуслуг открылась запись детей в первые классы. О критериях выбора учебного заведения, о том, как понять, готов ли ребенок к школе и почему не стоит опережать учебную программу, нашему корреспонденту рассказала директор Шуваловской гимназии № 1448 Ольга Александровна Дмитриева.

– С 15 декабря открылась запись первоклассников в столичные школы. Поясните, пожалуйста, как проходит прием?

– Для большинства будущих столичных первоклассников прием в школу упрощен. В первую очередь это касается детей, которые посещают дошкольные отделения образовательного комплекса. Родителям достаточно написать личное заявление, и ребенок будет зачислен в школу переводом, никаких иных документов не требуется. К настоящему времени поступило уже более 90 заявлений по переводу в оба наших отделения: на Мичуринском проспекте, 5, корп. 1 и на ул. Довженко, 10.

Такая форма работы удобна не только для родителей, но и для учителей. Ведь мы получаем досье на каждого ребенка начиная с трех лет. Мы знаем о его склонностях, способностях, особенностях характера и таким образом выстраиваем подходящую траекторию его развития.

Для родителей, чьи дети не посещали детский сад при школе, на портале госуслуг pgu.mos.ruс 15 декабря открыта электронная регистрация, где они могут выбрать любое образовательное учреждение или несколько и затем ознакомиться с ними. С этой целью в нашей гимназии регулярно проходят дни открытых дверей, для родителей организовывается экскурсия по школе, мы открыты для общения и всегда подробно отвечаем на все интересующие вопросы.

– И что же больше всего волнует родителей будущих первоклассников?

– Чаще всего родителей интересует комфортная среда, безопасность и образовательная программа (в том числе наличие организованной второй половины дня, развивающих кружков, а также с какого класса начинается изучение иностранного языка). Кроме того, они спрашивают о педагогах, которые будут вести первые классы. К слову, наши преподаватели в порядке преемственности посещают дошкольное отделение, так что и будущие первоклассники, и их родители уже с ними знакомы, что, конечно, облегчает будущий процесс обучения.

Стоит отметить, что сегодня родители предъявляют довольно высокие требования к школе, заботясь об образовании своих детей. И эти требования не вызывают отторжения, а, наоборот, мотивируют нас на дальнейшее развитие.

– Как быть семьям, которые не «прикреплены» к вашей школе по месту проживания, но тем не менее хотят, чтобы их дети учились именно здесь?

– Для них существуют так называемые «дополнительные списки», куда может зарегистрироваться каждый житель Москвы и при наличии свободных мест отдать ребенка в любую школу города. Зачисление по данным спискам начинается с 1 июля. Прием заявлений через портал госуслуг завершается 5 сентября.

– Каждый родитель старается для своего ребенка выбрать лучшую школу. Существуют ли какие-то критерии отбора?

– Родители часто спрашивают мое мнение по поводу других школ нашего района. И я могу абсолютно честно, не кривя душой, сказать, что сегодня все они очень достойно работают. Каждая семья там может найти максимум для своего ребенка, начиная от качества образования и заканчивая широкой сетью кружков.

Это, несомненно, большое достижение городской образовательной системы. Еще некоторое время назад в городе существовали так называемые элитные школы, где образовывались большие очереди, и родители любой ценой старались отдать туда детей. Отвозили их на другой конец города, жертвуя собственным временем и сном ребенка. Теперь столько усилий тратить не требуется, ведь все, что есть в «элитной» школе, есть и в любой другой школе столицы. Мне кажется, что основным критерием выбора школы должна являться близость к дому. Иными словами, школа должна быть во дворе.

– По закону в первый класс можно отдать ребенка начиная с возраста шести с половиной лет. Стоит ли отправлять шестилеток учиться или лучше подождать, пока не исполниться семь? Как определить, готов ли ребенок к школе?

–Здесь в первую очередь нужно опираться на индивидуальные показатели ребенка: мышление, память, внимание, речь, развитие произвольности (умение сосредотачиваться, переключать внимание, силу воли). К тому же у дошкольника должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы подготовить кисть к нагрузкам. Огромное значение имеет речь. Ребенок должен свободно общаться на простые темы, правильно строить предложения. Нельзя забывать и про важнейшие социальные навыки: коммуникативность (умение общаться в детском коллективе), самообслуживание: дошкольник должен уметь сам собраться на прогулку, убрать за собой тарелку и т.д.

Формирование этих и многих других навыков и умений прекрасно обеспечивает детский сад, причем обеспечивает в игровой форме, интересной и понятной ребенку. Не нужно торопиться усаживать ребенка за парту.

– Среди родителей распространено мнение, что, идя в школу, первоклассник уже должен уметь читать и писать. Мало того, без этих умений ребенка не примут в школу. Так ли это?

– Действительно, многие родители считают основным критерием готовности к школе предварительное освоение программы первого класса. Это в корне неверно. Ведь ведущая дошкольная деятельность ребенка – это игра. Именно так он познает мир и получает соответствующие возрасту знания, которые прекрасно дает детский сад. В данной ситуации мы видим, что вместо игры ребенка усадили за парту, наняли репетиторов, и в итоге он раньше времени прошел программу первого класса. Казалось бы, вот он –залог дальнейшего успешного обучения. Однако это дает совершенно противоположный эффект. Новоиспеченный школьник уже многое знает, и ему просто неинтересно учиться первые полгода. К тому же за этот период у ребенка вырабатывается уверенность, что учеба дается легко. Тем временем его запас знаний заканчивается, и он оказывается не готов к тому, что к освоению дальнейшей программы нужно прилагать усилия. Он не привык к трудностям и не знает, как с ними быть, в итоге начинаются проблемы с учебой и, как следствие, кризис самооценки.

Обращаю внимание, что современная школа не дает никаких установок на предварительную готовность ученика. Ребенок в любом случае в первом классе изучит то, что предусмотрено программой: буквы, звуки, счет и в любом случае будет зачислен в школу.

– Встречается такая практика, когда родители под девизом: «Тебе же в школу в сентябре!» организовывают летом дополнительные занятия. Так ли необходимо это делать?

– На мой взгляд, делать этого совершенно не нужно. Дайте ребенку отдохнуть летом перед школой: играть, купаться, загорать, организуйте досуг в соответствии с пожеланиями чада. Тогда ребенок здоровый, отдохнувший, набравшийся сил с удовольствием пойдет осенью в первый класс и будет с таким же удовольствием там учиться.

Валентина Глянцева

Ссылка на переводчик