Советы школьных психологов 29.09.2022

Как преодолеть трудности письма?

Особые трудности в процессе обучения, особенно младших школьников, отмечаются при письме. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.  Ребѐнок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворѐнности, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые ещѐ сильнее ухудшают их состояние, ещѐ больше снижают возможность успешно усвоить навык письма.

Выделяют следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся) критерии плохого усвоения письма:

 v искажение почерка;

 v не усвоение написания букв, неправильное написание букв;

 v несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими (вместо б-п, д-т, г-к и т.п.);

 v пропуск букв, не дописывание букв, слогов;

 v очень медленный темп письма;

 v тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.

Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может встречаться искажение почерка, неправильное написание букв, очень медленный темп.

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН России, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей: 1) детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения; 2) детей с недостаточностью фонематического слуха; 3) детей, у которых отмечаются или развиваются в течение функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние); 4) леворуких детей при переучивании; 5) детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

 Трудности, с которыми сталкиваются ученики:- плохая каллиграфия

 Причины затруднений - 1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради). 2.Леворукость 3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев 4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.

Приѐмы и методы работы по устранению затруднений 1. На уроках и дома при выполнении домашних заданий следить за посадкой (положение руки, ручки, тетради).

2.Левшей посадить слева от окна. Для развития кисти использовать специальные упражнения для левши.

 3. Для развития моторики кисти применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику. 4.Шриховка.

 5. Рисование, раскрашивание, плетение, лепка, конструирование.

6. Считалки и физкультминутки под музыку.

 7.Письмо по фольге, кальке элементов букв, слогов, слов; обведение букв по карандашу, письмо мелком на дощечке.

 8. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера.

 9. Не торопить такого ученика (он будет работать медленнее других).

Рекомендуемая литература для родителей

1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей.

(В тексте использовались материалы тг-канала психологов Т.Л.Шишовой и И.Я.Медведевой)

Желаем успехов!