«Да обычный ребёнок», «Все дети много бегают», «Пороть надо почаще, и никакой гиперактивности не будет» — с такими заявлениями можно встретиться в любой момент. И хотя СДВГ, синдром дефицита внимания с гиперактивностью – настоящий диагноз, а не выдумки, обывателей порой непросто убедить, что это не «невоспитанность». Что бы понять ,где же грань между воспитанием и болезнью, нужно ответить на вопрос : Что такое СДВГ ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (бывает и без нее) – расстройство развития, которое сегодня весьма распространено. Оно связано с нарушениями в процессе роста головного мозга и формирования в нем связей.
Контроль за концентрацией внимания – основная проблема у детей с СДВГ, из-за этого страдает и поведение. Появляется желание что-то сделать, и оно сразу должно быть исполнено – не важно, что там будет в результате или что произойдет в процессе выполнения. Симптомы СДВГ изучены и описаны довольно хорошо. Эти симптомы сами по себе и в той или иной степени могут встречаться у детей без СДВГ. Но чтобы понять, что перед нами синдром (а может и более серьёзные психические расстройства), они должны обнаруживаться по меньшей мере в нескольких сферах деятельности — в школе, дома, в играх. Но вот в чем причины и может ли воспитание стать тем фактором, который вызовет нарушение развития у ребёнка?
Почему развивается синдром дефицита внимания?
Основные проявления СДВГ – невнимательность, импульсивность, неспособность сконцентрироваться на задании и неусидчивость – серьезно влиять на способность к обучению и взаимоотношения с окружающими. И многие думают, что все это – следствие недостаточного воспитания, «ребёнка просто не научили слушаться взрослых». Есть также версии, что СДВГ возникает из-за хаоса в семье, отсутствия режима, избытка компьютерных игр и просмотра телевизора или сладостей.
Но благодаря исследованиями мы знаем, что по большей части СДВГ – заболевание генетическое, и нередко – наследственное.
Кроме того, последние данные показывают изменения объёма мозга у малышей с СДВГ: у них меньше нейронных связей в области префронтальной коры.
С другой стороны, не только генетика становится причиной, но и ряд пренатальных и постнатальных факторов. Например:
Кроме наследственных и пренатальных факторов СДВГ также чаще развивается после травм головного мозга, при ранних инсультах у детей, низком весе, недоношенности.
Если спросить любого родителя ребёнка с диагнозом СДВГ, он скажет, что синдром во многом определяет поведение ребёнка, а на воспитание его уходит намного больше сил и времени – хотя бы для того, чтобы оберегать малыша от частых травм.
Однако действительно существует довольно обширный набор семейных и социальных факторов, которые ухудшают состояние детей с СДВГ. А при его отсутствии могут в какой-то мере вызвать картину недостаточной концентрации внимания, неспособности следовать просьбам и указаниям – но не на том же уровне, что и при настоящем синдроме. Что это за факторы?
Что же усиливает симптоматику СДВГ?
Противоречивый стиль воспитания – когда один взрослый все запрещает, а другой разрешает, или и то, и другое делает один и тот же родитель «по настроению». Это вредно всем детям, а если у ребёнка есть нарушения концентрации внимания, то ситуация резко ухудшится.
В то же время неспециалист может легко спутать симптомы СДВГ и поведение ребёнка избалованного, не знакомого с запретами, особенно если он видит ребёнка от случая к случаю. Поэтому крайне важно, чтобы диагностикой занимались врачи, а не родственники, учителя или знакомые. В таких ситуациях возможно все – и обвинение в невоспитанности, и постановка «диагноза» там, где его нет и нужна работа психолога с семьей, а не дефектолога или невролога/психотерапевта с ребёнком.
ЧЕМ МОЖно ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ С СДВГ?
СДВГ корректируют с помощью лекарств и неформалогического подхода, где хорошую роль играет учитель. Прежде всего, это понятные, написанные и нарисованные правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация.
Нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у детей с СДВГ быстро угасает.
Родителю важно действовать сообща с педагогом : вместе разрабатывать программы коррекции, когда дома соблюдается режим труда и отдыха, внедрены игры для развития внимания, преодоления имульсивности и упражнения для снятия гиперактивности.
Как преодолеть трудности письма?
Особые трудности в процессе обучения, особенно младших школьников, отмечаются при письме. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение. Ребѐнок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворѐнности, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые ещѐ сильнее ухудшают их состояние, ещѐ больше снижают возможность успешно усвоить навык письма.
Выделяют следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся) критерии плохого усвоения письма:
v искажение почерка;
v не усвоение написания букв, неправильное написание букв;
v несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими (вместо б-п, д-т, г-к и т.п.);
v пропуск букв, не дописывание букв, слогов;
v очень медленный темп письма;
v тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.
Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может встречаться искажение почерка, неправильное написание букв, очень медленный темп.
По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН России, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей: 1) детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения; 2) детей с недостаточностью фонематического слуха; 3) детей, у которых отмечаются или развиваются в течение функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние); 4) леворуких детей при переучивании; 5) детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.
Трудности, с которыми сталкиваются ученики:- плохая каллиграфия
Причины затруднений - 1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради). 2.Леворукость 3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев 4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.
Приѐмы и методы работы по устранению затруднений 1. На уроках и дома при выполнении домашних заданий следить за посадкой (положение руки, ручки, тетради).
2.Левшей посадить слева от окна. Для развития кисти использовать специальные упражнения для левши.
3. Для развития моторики кисти применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику. 4.Шриховка.
5. Рисование, раскрашивание, плетение, лепка, конструирование.
6. Считалки и физкультминутки под музыку.
7.Письмо по фольге, кальке элементов букв, слогов, слов; обведение букв по карандашу, письмо мелком на дощечке.
8. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера.
9. Не торопить такого ученика (он будет работать медленнее других).
Рекомендуемая литература для родителей
1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей.
(В тексте использовались материалы тг-канала психологов Т.Л.Шишовой и И.Я.Медведевой)
Желаем успехов!